Росгартенские ворота являются одними из семи городских укреплений Кенигсберга, сохранившихся до наших дней.
В средние века место, ныне ограниченное улицами А. Невского и Фрунзе, было окраиной города. Здесь простирались пастбищные поля, на которых паслись лошади. Эти угодья называли Росгартеном — «конским садом». В ХVIII на полях возвели первое городское укрепление, за которым закрепилось то же название.
Главным предназначением сооружения была защита города. Городские стены окружал ров, перейти который можно было только по откидному мосту. Также укрепление выполняло роль своеобразного таможенного поста. Здесь осуществлялась проверка документов у входящих и въезжающих в город путников, собирали налоги.
Каменные ворота появились на месте деревянных в 1855 году. Ворота стали частью второго оборонительного кольца, поэтому оборонительную функцию они в значительной мере утратили. Защитными укреплениями стали башни «Дона» и «Врангель». А Росгартенские ворота стали декоративным элементом ансамбля Росгартена. Также в архитектурный комплекс вошли внутренний двор, укрепления перед мостом и сам мост через крепостной ров.
Проект фасада Росгартенских ворот был создан Августом Штюлером. Штюлер являлся верховным строительным советником, а проектом занимался по поручению Фридриха Вильгельма IV, прусского короля. Проектированием самого здания ворот занимались инженер-гауптман Ирфюгельбрехт и инженер-лейтенант фон Хайль. Штюлер решил увеличить количество проездов — с изначальных трех (один транспортный и два пешеходных) до семи. Также был расширен центральный въезд, а боковые подъезды были переделаны под казиматы.
Архитектура
Росгартенские ворота выполнены в готическом стиле. Это обуславливает их легкость и изящество, нетипичные для военных сооружений. В оформлении фасада использованы аркады с колоннами, главную арку окружают восьмигранные башни с навесными бойницами — машикулями, предназначенными для обстрела врагов. Несмотря на то, что ворота стали относиться ко второй линии обороны и служили более для красоты, с наружной стороны ворот оборонительные элементы остались. Арочные проходы закрыты блокгаузами — огневыми сооружениями, приспособленными для ведения оружейного и артиллерийского огня. Здесь размещены амбразуры и механизм для поднятия моста.
Для украшения Росгаренских ворот служат два медальона. Слева — портрет военного министра генерала Герхарда Иоганна Давида фон Шарнхорста, известного военного реформатора. В правом медальоне портрет генерала-фельдмаршала графа Августа Вильгельма Антона фон Гнейзенау, отличившийся в битве при Ватерлоо.
Росгартенские ворота сегодня
Во конце войны, в боях 1945 года, Росгартенские ворота были в значительной степени разрушены. Сорок лет, вплоть до 1960 года, строение пустовало. В начале 80-х была проведена реставрация Росгартенских ворот. В 1996 году здесь начал свою работу ресторан «Солнечный камень». В северных казематах теперь размещен гардероб. В южных — кухня ресторана. На откидном мосту летом работает открытое кафе. Ресторан специализируется на рыбных блюдах, поэтому у его входа красуется фигура каменной рыбы.
Росгартенские ворота фигурируют в одной из историй о бароне Мюнхгаузене. Барон, возвращаясь на родину, попросил здесь пива. Напиток ему дали, а вот денег для оплаты у Мюнхгаузена не нашлось. История нашла неожиданное продолжение уже в наши дни. В 2003 году делегация из родного города героя путешествовала по знаковым местам, связанным с Мюнхгаузеном. Заехали они и в Калининград и заплатили несколько серебряных монет за заказ барона.
На сегодняшний день Росгартенские являются объектом культурного наследия федерального значения. Это одна из визитных карточек Калининграда. Рядом с Росгартенскими воротами, в башне Дона, разместился Музей янтаря.
Как добраться:
Росгартенские ворота находятся рядом с площадью Василевского, остановка «пл. Маршала Василевского», маршруты автобусов № № 11, 26, 28, 29, 31, 32, 37, 40, 44, 110,112, 114, 127, 145, 146к, 149, 150. 152, 157, 245а, 345. Маршрутные такси № № 64, 68, 74, 92, 155, 218э.